Ужгород
Справочник Ужгород

История городского "Маугли". Родственник-опекун забыл о своем подопечном

13 декабря 2016, 18:26 В мире


История городского "Маугли". Родственник-опекун забыл о своем подопечном

Брошенный обществом на произвол судьбы совершеннолетний Антон Мукатов (данные изменены) живет в обычной городской квартире района Орехово-Борисово. Он психически болен. Ощущает себя 5-летним ребенком. Парень чудом выживает один длительное время. Не может приготовить себе пищу и заплатить за коммунальные услуги. Он тяготится неприятным запахом нестиранной одежды. Ванна его квартиры забита нечистотами, свет горит только на кухне. Корреспондент "ВМ" выехал на место, чтобы разобраться в ситуации.

Железная черная дверь двухкомнатной квартиры Антона Мукатова опечатана тремя бумажными лентами. "Дежурная часть ОВД Орехово-Борисово" - гласит оттиск синей печати. Неужели опоздал? Парень лишился квартиры и где его теперь искать? Нехорошие предчувствия частично подтвердились.

- Его в больницу на скорой увезли, - поясняет пенсионерка Клавдия Петровна. - Жалко мальчика. В нашем подъезде жила женщина с ребенком. Во дворе она с ним не гуляла, вела замкнутый образ жизни. Из ее квартиры периодически слышался плач и крики. Соседи поговаривали, что сын этой женщины болен.

По словам пенсионерки, года два или три назад женщина умерла и Антон Мукатов остался один. На улицу он редко выходит. Идет один в ближайший магазин и возвращается с батоном хлеба. Больше он ничего не ест.

- В подъезд он сам не заходит, а ждет когда кто-то подойдет и наберет код, - вздыхает Клавдия Петровна. - Ни с кем он не разговаривает, а когда пытаемся у него что-то спросить он отворачивается, как пугливый ребенок. Он нечленораздельно говорит. Дверь в его квартиру всегда открыта, хлеб он покупает, оплачивая карточкой (на которую, видимо, приходит пенсия по инвалидности).

Новая знакомая предлагает мне подняться к другой соседке - Жанне Афонькиной. Она навещала парня в больнице. Я соглашаюсь.

Напротив окна четвертого этажа Жанны на березе висит воронье гнездо, присыпанное снегом. Рядом со мной на кухне чирикают в клетке волнистые попугайчики. Хозяйка квартиры подкидывает им семена и, не скрывая слез, рассказывает грустную историю Антона Мукатова.

- Я не смогла смириться с тем ужасным положением, в котором оказался этот мальчик, - говорит Жанна. - Я не являюсь ему родственницей или опекуном, поэтому медики и работники социальной службы никакой информации мне о нем не дают. Все что я для него смогла сделать - заплатить долги за коммунальные услуги, которые составили около 29 тысяч рублей, и нанять за 40 тысяч юристов, чтобы выяснить если у него опекун и поставить через правоохранительные органы запрет на сделки с его квартирой.

Инициативу жены поддержали ее муж и двое ее детей.

- Почему я этим занимаюсь? Наверное материнский инстинкт, - разводит руками неравнодушная женщина. - Я не раз пыталась с ним поговорить. На все мои предложения взять продукты или вещи он в испуге отказывается и говорит, что денег нет, хотя сам явно постоянно голодный ходит. С мужем мы выяснили в ЕРЦ, что квартира его числится в должниках уже полгода и она не приватизирована. Долг по квартплате мы оплатили, но найти бы хоть каких-то родственников - раньше же квартплату кто-то оплачивал - не получилось. Даже умершая мать этого мальчика до сих пор числится прописанной в квартире, так как свидетельство о смерти в ЕРЦ никто не приносил.

В свободное от работы время Жанна смотрит в окно, чтобы в мороз не пропустить парня и вовремя ему дверь в подъезд открыть.

- Ходит он в летней одежке, - сетует Афонькина. - Мы собрали ему теплые вещи, но он их не взял. То же самое и с продуктами. Видимо, мать приучила его не брать еду и вещи у незнакомых людей. Одна соседка обиделась и повесила ему на ручку двери яблоко. Для голодного ребенка это было тяжелое испытание. Он, видимо, один раз не удержался и откусил кусок, но больше яблоко не тронул.

Несколько дней назад парень попал в больницу. Кто вызвал скорую Жанна не знает. Диагноз Мукатова медики держат в тайне.

- Только вот отправить его в специальный интернат после прохождения лечения врачи не могут: нужно заявление-согласие либо самого больного, либо его ближайших родственников, - говорит Жанна. - Поэтому его выпишут из больницы и отправят на все четыре стороны. Я договорилась с медиками, чтобы они мне позвонили в день выписки, я бы его забрала и довезла до дома. Дальше своего двора он сам никуда никогда не ходил. Потеряется в городе и даже не сможет сказать кто он и где живет.

В фильме "Человек дождя" судьба главного героя сложилась более менее удачно - он обрел брата, который стал заботится о нем. Возможно, у Антона Мукатова тоже есть родственник-опекун. Только он почему-то забыл о взятых на себя обязанностях. Чтобы прояснить все эти моменты, "ВМ" обратилась в департамент труда и социальной защиты населения и департамент здравоохранения. Их ответы мы опубликуем в ближайшее время.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Михаил Виноградов, психиатр-криминалист:

- Медики психиатрической лечебницы ни в коем случае не выпишут больного, не передав его в руки опекуна. Это закон психиатрии. Его родственников и опекуна по запросу медиков будет искать полиция. Если поиски не принесут результатов, то мальчику назначат нового опекуна или поместят его в интернат.